|
О стилях Индийского Классического Танца
Мохиниаттам •
Бхаратанатьям •
Кучипуди •
Одисси •
Катхак •
Катхакали •
Манипури
Мохиниаттам
Керала – великолепная сокровищница традиционных искусств. Она дала рождение и сохранила более чем 300 форм, которые и до сих пор исполняются. Наиболее известные из них – Куту, Кутиаттам, Катхакали, Мохиниаттам, Кришнааттам…
Жители Кералы всегда считали и считают искусства неотъемлемой частью их жизни.
Литературное значение слова Мохини – дева, обольщающая, соблазняющая, похищающая сердца, иллюзорная. Существует хорошо известная история в Пуранах о том, как Вишну принял облик прекрасной Мохини, чтобы Амрита
(нектар бессмертия) не попал в руки демонов, и эпизод уничтожения демона Бхасмасуры. В контексте этих двух историй, вероятно, Вайшнавы и дали название Мохиниаттам этой форме танцевального искусства.
Мохиниаттам – это необычайно красивая форма храмового танца. Издревле её исполнителями были только женщины. Волнообразные, округлые движения танца грациозны, невероятно женственны. Как наследие танцевального искусства Девадаси (невеста Бога) Мохиниаттам – это танец-молитва. Его основные темы – это любовь и преданность Богу.
После долгого периода упадка (к концу девятнадцатого века популярность этого стиля была ограничена двумя небольшими районами Кералы, существовало всего несколько концертирующих групп, переезжавших с места на место, давая представления в храмах и в частных домах), танец получил своё возрождение в 30-х годах 20-го столетия в школе Керала Каламандалам.
Репертуар Мохиниаттам тесно следует классической традиции: начинается с Чоликетту, затем Джатисварам, Варнам, Падам и в заключении Тилана. Стиль вокальной музыки – Карнатик(Classical Karnatic). |
Бхаратанатьям
В своем нынешнем виде бхаратанатьям сложился в южной Индии около двухсот лет назад. Его тематическая и музыкальная структура была создана придворными танджавурскими музыкантами. Исходное положение выпрямленный торс, согнутые колени и широко развернутые ступни ног — придает танцу строгую и одновременно изящную симметричность, что усиливается красноречивой, выразительной игрой глаз и лицевых мышц. На эту исходную позу танца накладывается затем его рисунок: наклоны и прыжки танцовщицы, самые разнообразные комбинации ее телодвижений. Нритта, чисто танцевальная часть бхаратанатьям, включает в себя алариппу, джатисварам и тиллана. В алариппу симметричные движения танцовщицы гармонично согласуются с речитативом чтеца; в джатисварам, помимо речитатива, вводится фиоритурное голосовое пение, соответствующее данной раге, или мелодической линии; в тиллана вокальное сопровождение постепенно разворачивается в рагу, а танцовщица демонстрирует серию статических поз, а затем стремительно меняющихся положений. В нритта, чистом танце, прямые линии движений образуют в пространстве геометрические фигуры.
Нритья включает в себя шабдам, варнам, падам и джавали, которые исполняются под песни, повествующие о разных жизненных ситуациях. Главным номером является варнам, в котором чередуются выразительные и часто абстрактные элементы. В этом четко построенном танце рассказывается о перипетиях любви девушки к своему возлюбленному, чаще всего богу или царю.
Бхаратанатьям исполняется под южно-индийскую музыку, где в оркестр входит барабан мриданга, струнный инструмент вина, флейта и цимбалы.
|
Кучипуди
Родина танца кучипуди — деревня под названием Кучелапурам в Андхра-Прадеш, на юге Индии, где традиция классического танца восходит к древнейшим временам, о чем свидетельствуют скульптурные изображения танцовщиц в таких храмах, как Амаравати. Неповторимое очарование кучипуди заключается в тонком слиянии драматического и классического танца с сюжетами из индийского эпоса, абстрактный и изобразительный танец сочетаются здесь с ярко выраженным драматическим элементом Энергичные прыжки и повороты, трепетность движений, смелая и полная чувств игра глаз — все это создает атмосферу глубокого лиризма. В кучипуди тоже используется элемент чистого танца джатисварам и тиллана, а также иногда тарангам, когда вводится специальный реквизит танцовщица, например, балансирует на краешке медного блюда, держа на голове кувшин с водой, и исполняет сложные фигуры ногами. В нритья нередко включаются отрывки из танцевальной драмы, например из "Бхамакалапам" Падам и джавали такие же, как в бхаратанатьям. Движения в кучипуди округлы и стремительны и сочетают плавные шаги с прыжками. Кучипуди исполняется. в быстром темпе Музыкальное сопровождение, как и в бхаратанатьям, южно индийская музыка школы карнатак, исполняемая на тех же инструментах. |
Одисси
В последнее время все большую популярность приобретает прелестная танцевальная форма одисси — из штата Орисса. Смотришь этот танец, и, кажется, будто видишь ожившие изваяния. Его характерной особенностью является особая скульптурность поз и танцевальных движений. Одисси убеждает, что танец—это движущаяся скульптура, а скульптура застывший танец Основные позы одисси - чаука, или квадрат, и трибханга, или треугольник (любое положение тела, дающее три изгиба) то, что сообщает неизъяснимую грацию скульптурам древней Индии.
Чисто танцевальные элементы одисси - это мангалачаран, бату, паллави и мокхия. В бату танцовщица делает резкие движения, будто ударяет по струнам вины, или изображает игру на флейте, барабане мриданге и цимбалах, — наподобие известных скульптур из Конаракского храма. Танцуя паллави, положенный на определенную рагу, танцовщица создает удивительной красоты образы, составленные из скульптурных поз. В мокхия, являющейся своеобразным финалом, абстрактные танцевальные движения танцовщицы завершаются плавными прыжками. В нритья неизменно исполняется аштапади стихи "Гитаговинды" Джаядевы — бессмертной поэмы о любви (XII в. н. э.). Танцовщица изображает героиню поэмы, томящуюся по своему возлюбленному, отвергнутую и страдающую в разлуке с ним. Тема позволяет исполнительнице раскрыть все свои мимические способности и актерское дарование. Кроме аштапади, исполняются также танцы на темы орисских песен. Одисси дает танцовщице возможность продемонстрировать свое мастерство как в искусстве нритта, так и в искусстве нритья.
|
Катхак
В Индии сказителя называют катхаком. Танцевальная форма катхак зародилась на севере страны, и первыми ее исполнителями были храмовые сказители, иллюстрировавшие религиозные стихи жестикуляцией и танцами. В эпоху Великих Моголов этих танцоров стали приглашать ко двору, и катхак получил новые элементы, обогатившись сложными ритмами, которые отбиваются ступнями и стремительными пируэтами. В сольном исполнении катхак включает в себя малые композиции нритта, именуемые, тоде, тук-де, парана, парамела и тарана. Каждый из номеров обладает внутренней завершенностью и исполняется на определенный ритм — тала. Барабан - табла задает ритм, ему вторит ритмическая дробь ступней. Танцовщица движется, не сгибая туловища, что позволяет ей делать стремительные пируэты чаккары. Вся танцевальная композиция заканчивается завершающим ударом барабана. Композиция может быть короткой, она исполняется в быстром темпе, танцовщица не теряет при этом грациозности и выразительности движений. Дробное притопывание составляет важнейший элемент катхака, танцовщица выстукивает ступнями сложнейшие ритмические узоры, называемые таткарами. Абхинаям — это совокупность изобразительных средств актера, при помощи которых он разыгрывает танцевальное действие на религиозное песнопение бхаджан или стихотворение пада. Мимическая игра здесь не особенно сложна, а движения рук наделены более доступным, конкретным значением Язык жестов передает смысл песни с очаровательной непосредственностью.
Особым видом такого изобразительного танца является гатабхава, при исполнении которого танцовщица разыгрывает незамысловатые сценки под аккомпанемент струнных и ударных инструментов. Танец не сопровождается пением. Танцовщица грациозно изображает картинки из повседневной жизни: черпает воду из колодца девушка, прихорашивается перед зеркалом красавица, юная женщина ожидает возлюбленного и т д. Танец исполняется под классическую музыку школы хиндустани, оркестр состоит из ударных табла и пакхавадж, и струнных: саранги, ситара и сарода. Танцовщица может выступать в индусской или мусульманской одежде Она выглядит, как танцовщица, изображавшаяся на могольских и раджпутских миниатюрах. Катхак соединил и взаимо обогатил традиции индусского храма и мусульманского двора, и в этом синтезе раскрывается гении индийского народа.
|
Катхакали
Танцевальная драма Кералы называется катхакали, она ничем не похожа на катхак. Катхакали большое сюжетное представление, и обычно оно разыгрывается группой актеров-танцовщиков. По традиции катхакали исполняют только мужчины. Особую торжественность и величие катхакали придают костюмы и грим. Персонажей узнают по цвету грима, маскообразно наложенного на лицо и отличающегося сложной символикой линии и рисунка Основу грима "пакка" составляет зеленый цвет, это грим благородных и добродетельных персонажей, божественных героев и великих царей. Грим "катти" - также зеленый, но перебиваемый красным, вокруг ноздрей нанесены линии в форме изогнутого ножа, на лбу и носу прикреплены подвески. Это грим персонажей благородного происхождения, но творящих зло, к ним относятся цари Равана и Дуръодхана. Черный грим "кари" символизирует: жителей джунглей, охотников и ведьм. Грим естественного темно-желтого цвета "минакку" предназначен для женщин, мудрецов и брахминов. Некоторые исполнители носят бороды, "тади": красно-бородые персонажи выглядят угрожающе, на их лицах красная краска, а на голове корона; так изображаются злой Дуссащана и обезьяны Бали и Сугрива; седая борода обязательна для царя обезьян, Ханумана. Есть в катхакали и другие персонажи — например, птица Джатаю и змея Такшака. Актеры одеты в яркие, сборчатые юбки, на шеях — многоцветные шарфы, на головах - ярко расписанные короны. Эти стилизованные, необъятные одеяния непомерно увеличивают размеры человеческой фигуры, придавая ей сверхъестественное величие.
Пураппад — чисто танцевальный номер. Персонаж выводят из-за задника два ассистента. Занавес медленно поднимается, и танцор является перед публикой во всем своем великолепии. В катхакали чисто танцевальные номера сочетаются с изобразительными. Огромную роль играет мимика; выражение глаз, движение бровей и лицевых мышц помогают передать тончайшие движения души. Язык жестов отличается крайней усложненностью; чтобы хорошо понять изображаемую сцену, надо заранее знать сюжет. Катхакали использует сюжеты из эпических произведений "Махабхарата" и "Рамаяна". Катхакали исполняется в сопровождении музыки школы сопана, отличной от музыки школы карнатака. Оркестр включает в себя вертикальный цилиндрический барабанчик ченда, горизонтальный барабанчик — маддалам, цимбалы и гонги. Два певца поют песни на языке малаялам, рассказывая о событиях, которые танцоры разыгрывают на сложнейшем языке поз, телодвижений, жестов и мимики.
|
Манипури
Штат Манипур на северо-востоке Индии расположен в долине райской красоты. Танцы манипури, как правило, исполняются группами танцовщиц, но есть и сольные номера. Движения танцовщицы, веретено подобные и круговые, отличаются поразительной грацией, изысканностью и плавностью; положение тела со сжатыми коленями напоминает цифру восемь; выражение лица мечтательно-лирическое. Костюмы необычайно красочны, юбки расшиты зеркальцами, верхняя часть одежды унизана украшениями; на лицах полупрозрачные вуали. Это типичный костюм манипури-рас, танца, в основе которого лежит история бога Кришны и его возлюбленной Радхи с ее подружками, пастушками-гопи. Танцы эти отличаются лиризмом, грациозностью основных движений и легкой поступью исполнителей. Положение туловища и позиции танцовщицы напоминают живописные группы на индийских фресках. Чисто танцевальные номера исполняются на определенную рагу, танцовщицы как бы строят в пространстве изящное переплетение линий. В телене, как и в тиллане, музыкальное сопровождение имеет свой особый лад и ритм, а круговые движения исполнительниц поражают изысканностью. Танец манипури состоит из двух основных частей чали и бханги. Нритья состоит из раслила, где сочетаются элементы чистого и драматического танца. Певцы сутрадхары — поют очень высокими голосами с большим чувством. Танец манипури сопровождается оркестром: флейты, однострунная пена, барабанчик-пунг и цимбалы. В изобразительном танце используются сюжеты из "Гитаговинды" Джаядевы и поэзии Видьяпати. Движения танцующих плавны, глаза обычно опущены вниз.
Другие танцевальные номера включают пунгчолом. Мужчины танцуют и бьют в барабанчик-пунг. Совершая быстрые круговые движения, акробатические прыжки, они не перестают играть на барабанах и вызывают восхищение зрителей своей виртуозностью. К этому типу танца близок каратала-чолом, где исполнители танцуют, хлопая в ладоши, и мандиланартана, в котором танцоры, не прерывая движений, играют на цимбалах. Оба танца исполняются во время праздников и по случаю особых торжеств.
На современной сцене классические виды индийского танца исполняются четко и чисто; и хотя длинные номера несколько сокращаются в угоду времени и современным вкусам, дух и характер танца остаются неизменными, что не исключает отдельных опытов экспериментирования и новаторского переосмысления в области формы. Чтобы по-настоящему оценить индийские танцы, необходимо смотреть их вновь и вновь, как вновь и вновь мы перечитываем любимые стихи, каждый раз открывая в них иной, более глубокий смысл. |
Мохиниаттам • Бхаратанатьям • Кучипуди • Одисси • Катхак • Катхакали • Манипури
Автор - Сунил Котхари
|